A+ A A-

«Роботы» с двойным сцеплением

Робот с двойным сцеплением фото

Фото. Роботизированная коробка преедач с двойным сцеплением

Основными достоинствами автоматических коробок передач является удобство в эксплуатации и переключение без разрыва мощности. Недостатком же таких коробок является повышенный по сравнению с «механикой» расход топлива и плохая динамика. «Механика» наоборот, она дешёвая, экономичная, но не всем нравится совершать множество движений руками и ногами. Выход нашли в роботизированной коробке передач с двумя сцеплениями. Такая коробка сама переключает передачи порой даже быстрее механики и не уступает ей в экономичности.

В «роботах» есть 2 ряда передач: первый ряд- нечётные и задняя, второй- чётные. Каждый ряд соединён  с маховиком двигателя собственным сцеплением. При разгоне передачи переключаются последовательно, но таким образом что при трогании с первой передачи, а коробка уже подготавливает вторую передачу. Но т.к. диски сцепления нечетной передачи сомкнуты, а чётные разомкнуты, то на вторую передачу крутящий момент не передаётся. Когда необходимо будет перейти на следующую передачу сцепление нечётного ряда разомкнётся, а чётного наооброт сомкнётся. Когда едем на второй передаче, то уже подготовилась третья передача и т.д. Процесс переключения протекает быстро и без рывков. Из-за того что КПД «робота» близок к КПД обычной механики следует что и расход топлива такой же как у механики, а то и меньше.

Переключение на понижающие передачи зависит от скорости, положения акселератора, замедления. Таким образом коробка может перепрыгивать через одну передачу, а то и через две, если того потребует ситуация.

В таких коробках применяется два вида сцепления: «мокрое» и «сухое». «Мокрое» это сцепление которое представляет собой муфту с пакетом дисков, диски в свою очередь омываются маслом. Управляющая электроника подаёт команду на замыкание муфты, гидроцилиндр начинает сжимать диски и муфта замыкается.

«Сухое» сцепление похоже на то которое применятся в обычной механике, за исключением того что их здесь два. Установлены они последовательно, каждое имеет собственный привод, корзину и ведомый диск. Между сцеплениями установлен ведущий диск, который в свою очередь связан с маховиком двигателя. Автоматика поочерёдно дёргает за 2 рычага отвечающих за включение первого и второго сцепления, а корзина прижимая ведомый диск к ведущему «отправляет» крутящий момент в коробку передач.

Как и у любого «робота», у коробки с двумя сцеплениями есть много общего с обычной механикой. Только первичных и вторичных валом тут в два раза больше. Включение передач происходит одинаково- соединение скользящей муфты, которая является синхронизатором с зубчатым венцом шестерни, и передачи за водителя переключают гидроцилиндры, котоыре двигают поршни вилок передач. Для определения их положения они снабжены датчиками.

Большую часть управляющих элементов объединяет в себе электрогидравлический блок, который расположен в картере. Там собраны практически все датчики, регуляторы давления, золотники, клапаны. Это сильно сокращает количество применяемых разъёмов и упрощает сборку. Блок можно назвать интеллектуальным так как реагирует на условия ( износ дисков, изменение параметров масла ) и подстраивается так, чтобы переключения так и оставались своевременными и плавными.

У коробок с «мокрым» сцеплением система смазки позволяет снизить износ трущихся друг о друга поверхностей, отвести тепло от муфт. Для отвода тепла предусмотрен отдельный контур с радиатором. Регулятор давления реагируя на температуру корректируют производительность всё системы. Чем выше температура масла выходящего из муфт, тем выше давление в контуре охлаждения и охлаждение протекает более интенсивно. В критических ситуациях блок управления может даже снизить подачу топлива в двигатель дабы снизить нагрузку на коробку. Если это не поможет, то прекратится подача масла в муфты и диски сцепления разомкнуться, а коробка «попросит отдохнуть» некоторое время. Инженеры стараются предусмотреть все ситуации чтобы вероятность полного выхода из строя коробки была очень маленькой. Если же выйдет из строя один из датчиков, то коробка переключится в аварийный режим, тем самым предоставив возможность самостоятельно добраться до сервиса.

Впервые «роботы» с двумя сцеплениями были установлены на автомобили производимые концерном «Фольксваген». Год за годом увеличивается количество моделей на которые устанавливаются роботизированные коробки, так же увеличивается число и самих «роботов». Однако часто наценка на такую коробку передач может составить до 10% от стоимости самого автомобиля.

© 2013 Автомобильный Импульс. Автомобильный сайт

Копирование материалов сайта запрещено!