Легенды ретро: автомобиль ГАЗ 61
- Подробности
- Категория: Ретро автомобили
- Просмотров: 1301
Легенды ретро: автомобиль ГАЗ 61
Известный со времен Великой Отечественной войны, этот автомобиль все же довольно трудно встретить в наши дни – речь идет о внедорожнике ГАЗ 61. В конце тридцатых годов 20-го века советские конструкторы приступили к разработке полноприводных вездеходов, которые были необходимы и в армии, и при освоении новых земель, и на стройках. ГАЗ 61 пришел на замену довольно сложному и не очень надежному трехосному легковому автомобилю ГАЗ-М-21 6х4, разработанному в 1937 году. Популярность новый по тем временам ГАЗ-61 приобрел во время Великой Отечественной, где он стал широко использоваться в качестве личного транспортного средства для высшего командования.
Интересна и история разработки этой модели. Изначально конструкторы бюро В.А. Грачева планировали создать внедорожник с открытым типом кузова «фаэтон» в соответствии с модой тех времен, однако, в конечном итоге, перед самым выходом была запущена в производство модель ГАЗ-61-73 в кузове седан. Таким образом, отмечают эксперты, ГАЗ-61 стал первым в то время в мире полноприводным комфортабельным седаном.
Проектироваться автомобиль начал в 1938 году, а первый ГАЗ 61 сошел с конвейера лишь в 1939. Интересно, что большинство узлов этой модели были позаимствованы у популярной тогда «Эмки» - ГАЗ-М-1. Впрочем, двигатель у модели был совершенно новый – на 61-й ГАЗ устанавливался шестицилиндровый нижнеклапанный силовой агрегат, объем которого составлял 3,5 литра! Выдавал этот мотор 75 лошадиных сил, если оснащался чугунной головкой цилиндров, и 85 – если алюминиевой. Максимальная скорость, которую мог развить ГАЗ-61, составляла 107 км/ч.
Коробка передач у автомобиля была механическая, трехступенчатая, что и не удивительно – мода на четырехступенчатые КПП начнется много позже. Через раздаточную коробку тяга двигателя передавалась на оба моста, что и обеспечивало повышенную проходимость ГАЗа.
ГАЗ-61 был сложен в производстве, поэтому о массовом выпуске речи и не шло. В основном, он создавался только для высшего командного состава, однако, на базе этой модели был изготовлен пикап, который выступал в роли артиллерийского тягача. Еще на заводе такой автомобиль оснащался прицепной 57-ми миллиметровой пушкой, после чего тут же отправлялся на фронт. Как отмечают военные историки, подобная конструкция была довольно удачна, однако, острая нехватка ресурсов не позволила собрать большое количество подобных тягачей. Всего за все время было выпущено 36 артиллерийских пикапов, 194 седана и 6 фаэтонов.
ГАЗ-61 не мог использоваться в качестве массового военного вездехода, поэтому в 1941 году свет увидел более простой и дешевый в производстве вездеход ГАЗ-64, который был собрана на базе своего предшественника, 61-го ГАЗа. Как отмечают эксперты, ГАЗ-61 стал прародителем всех легковых полноприводных автомобилей, производимых позже на базе Горьковского автозавода, а затем и на базе УАЗа.
В настоящее время только крупные коллекционеры могут похвастаться наличием в своей коллекции ГАЗ 61, так как большая часть автомобилей погибла в 1941-45 годах.