A+ A A-

Легенды ретро: автомобиль ЗИС 101

Легенды ретро: автомобиль ЗИС 101

Интересна история этого автомобиля – изначально он разрабатывался как автомобиль для Сталина, однако, сам Иосиф Виссарионович ей так и не воспользовался. Речь идет о представительской легковой модели – ЗИС 101.

Выпуск ЗИСа начался в 1936 году и был завершен с началом Великой отечественной войны в 1941. За все это время с конвейера завода им. Сталина сошло 8700 экземпляров этого представительского автомобиля. Довольно сложный в изготовлении и обслуживании, семиместный лимузин ЗИС-101 все же снискал популярность среди партийных работников – в 1937 году глава НКВД Ежов издал запрет на использование зарубежных автомобилей, аргументировав это проблемами пробок на улицах крупных городов.

Интересно, что предшественником ЗИС 101 являлся семиместный лимузин под названием «Ленинград-1», который был разработан на заводе «Красный путиловец». Было пыпущено шесть пробных экземпляров, однако, по пути из Ленинграда в Москву, они все вышли из строя, и СОВНАРКОМ передал разработку лимузина заводу ЗИС.

За основу был взят новый по тем временам Бьюик-97 1932 года выпуска – это объясняет «американский» внешний вид автомобиля. Впрочем, некоторые элементы конструкции все же были изменены – например, советские разработчики отказались автоматического управления сцеплением, которое не отличалась в те времена особой надежностью, а так же от дистанционной регулировки амортизаторов.

Под капотом ЗИС-101 прятался восьмицилиндровый верхнеклапанный бензиновый двигатель, объем которого по современным меркам довольно велик – 5,7 литра. Развивал такой агрегат порядка 110 лошадиных сил, что по тем временам было довольно приемлемо. Впрочем, модель силового агрегата с чугунными поршнями, вместо алюминиевых, могла развить только 90 л.с. коробка передач устанавливалась на модель механическая, трехступенчатая, с синхронизаторами между третьей и второй передачей, что можно назвать довольно редким явлением для автомобилей тех времен.

Вообще говоря, ЗИС 101 был довольно современным по тем меркам – он оснащался такими новшествами конструкции, как двухкамерный карбюратор с подогревом отработанными газами, вакуумные усилители привода сцепления и тормозов, термостат системы охлаждения двигателя. Салон автомобиля тоже оборудовался по последнему слову техники – комфортную атмосферу в холодное время года внутри автомобиля поддерживал отопитель – еще одно новшество советского автопрома. Кроме того, в салоне ЗИСа был установлен радиоприемник.

Интересно, но, несмотря на очевидную нехватку автомобилей для партийных работников, 55 экземпляров были переданы один из московских автопарков, где они использовались в качестве такси. Чтобы отличаться от правительственных моделей, окрашенных в стандартный черный цвет, эти ЗИСы имели другу окраску – синюю, желтую или бордовую. Кстати, ЗИС-101 – это один из немногих в истории СССР легковых автомобилей, который использовался даже в качестве маршрутного такси, курсировавшего по Садовому кольцу. По архивным данным, проезд на такой «маршрутке» стоил 3,5 рубля, в то время как билет на трамвай стоил 50 копеек. Были и междугородние маршруты, например, Москва-Ногинск.

Существовала и модификация под названием ЗИС-102 – модель с типом кузова «фаэтон». Окрашивались такие модели исключительно в серебристый цвет, а все двери можно было открывать по ходу движения, когда у ЗИС 101 задние открывались против движения. Автомобиль использовался не только в качестве такси, но и как машина скорой помощи.

К сожалению до наших дней дожило не так много экземпляров – множество автомобилей погибло во время Великой отечественной войны. Стоимость в наше время ЗИС 101 очень велика.

© 2013 Автомобильный Импульс. Автомобильный сайт

Копирование материалов сайта запрещено!