A+ A A-

Октановое число

Октановое число

Любой автомобилист слышал о таком термине, как октановое число топлива, но, пожалуй, не все знают, что этот термин значит.

Прежде всего, давайте разберемся в принципах работы четырёхтактного двигателя. Четыре такта работы включают в себя впуск топлива, сжатие, рабочий ход поршня, и выпуск выхлопных газов.

В контексте рассматриваемого вопроса нас интересует такт сжатия, и степень сжатия рабочей смеси в камере сгорания. Для конструкторов двигателей это очень важный параметр – чем больше степень сжатия, тем большего КПД, большей мощности, и экономичности можно добиться от двигателя на единицу его веса. Задача эта усложняется тем, что топливо можно сжимать только до определенного предела, после которого оно детонирует. Детонация же опасна тем, что может вызвать серьезные поломки мотора и разрушение его деталей.

Именно на устойчивость к детонации указывает октановое число топлива. Чем выше это число, тем устойчивее топливо к детонации, тем сильнее его можно сжать, и двигатели, разработанные под такое, высокооктановое топливо будут обладать лучшими характеристиками. Для выражения октанового числа была создана условная шкала, где точками отсчета были приняты н-гептан, имеющий октановое число равное нулю, и изооктан, имеющий октановое число равное 100.

Как видим, применение высокооктанового топлива дает неоспоримые преимущества, позволяя создавать легкие, экономичные двигатели с высоким КПД, и большим ресурсом. Но, есть у такого топлива и недостаток - его высокая стоимость. Дело в том, что затраты на производство такого топлива намного выше, чем топлива с низкой детонационной устойчивостью, то есть с низким октановым числом. Низкооктановое топливо можно получить даже методом простой перегонки, почти как в самогонном аппарате, а вот для производства высокооктанового топлива требуются специальные дорогие присадки. Раньше для получения высокооктанового топлива применяли тетраэтилсвинец – это был самый дешевый способ повысить октановое число. В настоящее время тетраэтилсвинец запрещено применять в этих целях, так как он очень токсичен, соответственно и выхлопные газы автомобиля, заправленного этилированным бензином, будут очень токсичны. Сегодня октановое число топлива повышают другими, более безопасными в экологическом отношении, но и более дорогими способами.

Испытания топлива на детонационную устойчивость проводят на специальном полноразмерном автомобильном двигателе в стендовых условиях или лабораторных установках с одноцилиндровыми двигателями. В первом случае определяют так называемое фактическое октановое число, а во втором случае - дорожное октановое число. На лабораторных установках с одноцилиндровым двигателем октановое число определяют в двух режимах: в жестком (так называемый моторный метод) и менее жестком режиме (исследовательский метод). Как правило, октановое число, определенное по исследовательскому методу, немного выше, чем октановое число, определенное по моторному методу. Эта разность объясняется чувствительностью топлива к изменению режима работы двигателя.

© 2013 Автомобильный Импульс. Автомобильный сайт

Копирование материалов сайта запрещено!