A+ A A-

Легенды ретро: автомобиль ЗАЗ 965 Горбатый Запорожец

Легенды ретро: автомобиль ЗАЗ 965 Горбатый Запорожец

К 1960 году автомобильная промышленность СССР уже наладила массовый выпуск легковых автомобилей, которые предназначались для простых рядовых граждан. Однако, мало кто мог позволить себе стать владельцем «Победы» или «Москвича», так как стоили эти автомобили по тем временам довольно неплохо. Поэтому советское правительство приняло решение наладить серийный выпуск малолитражного автомобиля, который мог бы купить каждый. Таким образом, в 1959 году с конвейера запорожского автозавода «Коммунар» сошел первый опытный образец ЗАЗ-965, прозванный в народе «Горбатый».

Перед разработчиками стояла нелегкая задача сконструировать легкий, дешевый и надежный малолитражный автомобиль. Взять за основу уменьшенную копию «Москвича» не было никакой возможности – автомобиль бы получился неудобным, а его размер бы не слишком отличался от аналога. Поэтому разработчикам пришлось взять за основу зарубежную модель – Fiat 600. Впрочем, разработчикам понадобился лишь кузов автомобиля, который, впрочем, подвергся некоторым конструктивным изменениям, соответствующим требованиям конструкции.

Многие знают, что «Запорожец» - это автомобиль с заднемоторной компоновкой, то есть двигатель у него располагался сзади. Это позволило сэкономить довольно много места в салоне, так как привод у 965-го был тоже задний. Интересно, что двигатель, которым оснащался «ЗАЗ» проектировался одновременно и для военного автомобиля «ТПК». По заказу военных, силовой агрегат должен был быть воздушного охлаждения, поэтому все «ЗАЗы» в последствии испытывали проблемы с перегревом – при заднемоторной компоновке двигатель не остужался встречным потоком воздуха.

На «Горбатый Запорожец» устанавливался 0,8 литровый агрегат мощностью до 23 лошадиных сил. Его характеризовал довольно резкий стрекот – проблема всех двигателей воздушного охлаждения.

А вот трансмиссия была несколько непривычна для автолюбителей тех лет – во-первых, рычаг переключения передач располагался на полу, а не на руле, как привыкли владельцы «Побед» и «Москвичей», а, во-вторых, КПП имела 4 передачи и одну заднюю, в то время как почти все автомобили были оснащены трехступенчатой трансмиссией.

Салон автомобиля ЗАЗ 965 был отделан довольно просто – дермантиновая обивка и крашеные металлические панели, характерные для серийных автомобилей тех лет. Передние сидения автомобиля могли откидываться, чтобы пассажиры могли сесть на заднее сидение. Впрочем, экспортная модификация автомобиля отличалась улучшенной шумо- и теплоизоляцией салона, наличием пепельницы, а так же зеркала заднего вида на водительской двери.

Интересно, но факт – кажущийся маленьким и довольно слабым, автомобиль обладал неплохими внедорожными качествами. Все дело заключалось в том, что подвеска всех колес была независимой, кроме того, ведущий задний мост имел дополнительную нагрузку в виде силового агрегата, что повышало коэффициент сцепления колес с дорогой.

Автомобиль выпускался около 9 лет, и за это время было создано 322 тысячи экземпляров. Стоил тогда новый «ЗАЗ 965» довольно дешево – всего 1800 рублей.

© 2013 Автомобильный Импульс. Автомобильный сайт

Копирование материалов сайта запрещено!