A+ A A-

Легенды ретро: автомобиль ГАЗ М72 «Победа 4х4»

Легенды ретро: автомобиль ГАЗ М72 «Победа 4х4»

Мало кто знает, что советская автомобильная промышленность занималась и выпуском полноприводных легковых внедорожников. В 1955 году Горьковский автозавод выпустил не слишком знаменитый внедорожник – ГАЗ М72 или «Победа» 4х4.

Новый вездеход М72 пришел на смену морально устаревшему советскому полноприводному авто – ГАЗ-61. Выпуск новой модели был напрямую связан с выходом в свет «Победы» ГАЗ-М20, однако, ошибочно считать, что Газ-М72 – это просто модификация этого легкового автомобиля. Как отмечают эксперты, новый полноприводный ГАЗ был абсолютно новой моделью, которая, впрочем, совмещала в себе агрегаты от М20 и военного вездехода ГАЗ-69.

Комфортабельный и удобный внедорожник выпускался всего 3 года – с 1955 по 1958 год, за все это время было произведено всего лишь 4677 единиц. Автомобиль перенял от М20 кузовные панели и внешний вид, а так же рулевой механизм – на этом сходство с легендарной «Победой» заканчивается. Силовая установка, трансмиссия и подвеска были позаимствованы у армейского ГАЗ-69. Впрочем, коробка передач у «Победы» и ГАЗ-69 идентична – это трехступенчатая механическая КПП, довольно надежная и неприхотливая в работе.

ГАЗ М72 – это первый советский комфортабельный внедорожник. Примечательно, что зарубежные производители легковых автомобилей пока что даже не задумывались о возможности разработки подобных вездеходов. Кстати, салон Газ-М72 практически ничем не отличался от салона «Победы» - мягкие большие диваны, отопитель и редкое по тем временам новшество – встроенные часы. Кстати, в связи с тем, что М72 был все-таки предназначен для бездорожья, на автомобиле впервые в СССР был установлен водяной омыватель лобового стекла.

А вот двигатель по тем временам был не слишком мощным – 4-цилиндровый агрегат, объемом 2 литра, мог развивать всего лишь 55 лошадиных сил, которых иногда было недостаточно для преодоления особо сложных участков дороги.

Интересно, что кузов автомобиля, несмотря на то, что он был предназначен для бездорожья, был несущим – довольно редкое по тем временам явление. Для усиления корпуса «Победы» было введено более 14 усилителей пола и конструкции, в связи с чем, автомобиль получился довольно прочным и надежным. ГАЗ-М72 был оснащен раздаточной коробкой с демультипликатором, а передний мост был подключаемым. Кроме того, водитель мог даже отключить ступицы на передних колесах. Помимо этого, проходимость модели увеличивали и колесные шины с грунтозацепами, которые помогали преодолевать слабые участки поверхности – снег, песок и т.д.

Выпуск полноприводного внедорожника прекратился с завершением производства «Победы». Кстати, разработчики никакого официального названия, помимо ГАЗ М72, автомобилю не присваивали, поэтому название «Победа-джип» или просто «Победа» в корне неверно.

© 2013 Автомобильный Импульс. Автомобильный сайт

Копирование материалов сайта запрещено!